Подготовка юных шахматистов младшего подросткового возраста к соревнованиям по быстрым шахматам

Габбазова А.Я., к.псх.н., доцент,

Акимушкин Р.В., аспирант

РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК), Российская Федерация, г. Москва

Gabbazova A.Ya. – PhD, Associate Professor,

Akimushkin R.V., PhD student

The Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Russia, Moscow

Подготовка юных шахматистов младшего подросткового возраста к соревнованиям по быстрым шахматам

TRAINING YOUNG PLAYERS TO COMPETE IN RAPID CHESS

Аннотация: в статье проведено теоретическое обоснование рекомендаций по организации подготовки юных шахматистов младшего подросткового возраста к соревнованиям по быстрым шахматам. В связи с изменением правил соревнований по виду спорта шахматы в сторону сокращения времени на партию, проведения большого количества соревнований с укороченным контролем времени, в том числе и чемпионатов мира по регламентам «рапид» и «блиц», актуальным стал вопрос специальной подготовки шахматистов к условиям выбора хода и расчета вариантов при дефиците времени. В статье рассмотрены основные ошибки, которые совершают юные шахматисты в турнирной практике. Разработанные авторами рекомендации дифференцированы по частям партии – дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Отдельное внимание уделяется тактической подготовке юных шахматистов и формированию психомоторного навыка игры в цейтноте.

Ключевые слова: юные шахматисты; классические шахматы; рапид; нехватка времени; рекомендации по подготовке; дебют; миттельшпиль; эндшпиль.

Abstract: the article provides a theoretical substantiation of recommendations on the organization of training of young chess players for rapid chess competitions. The most part of competitions are held with a shorter time control («rapid» and «blitz»). An important point was the preparation of young chess players for the game with limited time. The article discusses the main mistakes that young chess players make in tournament practice. The recommendations developed by the authors are differentiated by parts of the game — opening, middlegame and endgame. Special attention is paid to the tactical training of young chess players and the formation of psychomotor skills of playing in time pressure.

Keyword: young chess players; classic chess; rapid; lack of time; recommendations for preparation; opening; middlegame; endgame.

Актуальность исследования. В настоящее время в детском шахматном спорте преобладают соревнования с укороченным контролем времени — более 80% детских турниров проводятся по регламенту быстрых шахмат. Кроме того, распространенной практикой является проведение по несколько туров в один игровой день, что существенно повышает требования к уровню подготовленности юных спортсменов к соревнованиям [1]. Вместе с тем, в настоящее время методической шахматной литературы, научно-исследовательских работ, посвященных методикам подготовки юных шахматистов к участию в соревнованиях по быстрым шахматам нет.

Вопросы структуры и содержания спортивной подготовки шахматистов рассматривались ранее в работах Злотника Б.А. (1985г.) [4], Бологана В.А. (1996г.) [2] и др. Данные работы в основном освещают проблемы подготовки: во-первых, высококвалифицированных шахматистов; во-вторых, к участию в соревнованиях с классическим контролем времени, что препятствует переносу полученных результатов в систему подготовки юных спортсменов.  Диссертационные исследования Михайловой И.В. (2005г.) [7], Костьева А.Н. (2011г.) [6] посвящены использованию компьютерных шахматных программ и инфокоммуникационных технологий в подготовке шахматистов, но в них также не отражены современные особенности подготовки к соревнованиям по быстрым шахматам. Необходимо учитывать, что телекоммуникационный прогресс не стоит на месте и в настоящее время появились более современные информационные ресурсы и технологии, которые могут быть успешно применены в целях совершенствования подготовки юных шахматистов. Единственная работа в которой была предпринята попытка разработки алгоритма принятия решения в шахматных партиях при дефиците времени была написана Кобалия М.Р. (2007г.) [5], вместе с тем, автор рассматривает только  особенности игры в ситуации цейтнота (острого дефицита времени), а не проведение полноценной шахматной партии с укороченным контролем времени, имеющей свои специфические особенности.

Цель исследования – разработать рекомендации по подготовке юных шахматистов младшего подросткового возраста к соревнованиям по быстрым шахматам.

Методы – анализ литературы, обобщение опыта ведущих специалистов и собственной тренерской практики.

Результаты исследований. При разработке собственных рекомендаций по организации подготовки юных шахматистов 10-12 лет к соревнованиям по быстрым шахматам мы опирались на работу Зака В.Г. «Пути совершенствования», в которой он анализирует игру «молодых шахматистов» и отмечает, что они совершают следующие основные типы ошибок в турнирной практике [3]:

  1. поспешные ходы и как следствие грубые ошибки, не соответствующие квалификации шахматиста [3, С.33];

2. заучивание дебютных вариантов без понимания их идейной сущности и в  отрыве от знания характерного для данного дебюта миттельшпиля [3, С.42];

3. игра из общих соображений, без конкретного плана, подкрепленного точным расчетом [3, С.53];

4. недооценка содержащихся в позиции комбинационных мотивов и возникающих в связи с ними скрытых угроз противника [3, С.59];

5. несоответствие между искусством ведения атаки и защиты и потеря уверенности в трудных, стесненных позициях [3, С.64];

6. просчеты в вариантах, комбинациях как следствие недостаточно тренированной памяти. Растерянность при просчетах [3, С.67];

7. недостаточное знание основных законов эндшпиля, важнейших теоретических окончаний и как следствие слабая эндшпильная техника [3, С.72];

8. проведение ошибочного стратегического плана – неизбежное следствие неверной оценки позиции [3, С.78];

9. проблема времени в практической партии (цейтнотная болезнь) [3, С.87].

Данные ошибки являются типичными для юных шахматистов и в большей своей части относятся к ведению соревновательной борьбы в турнирах с классическим контролем времени. Считаем, что тренеру при подготовке к соревнованиям по быстрым шахматам юных шахматистов младшего подросткового возраста необходимо учитывать также уровень их  интеллектуального развития, а именно, что на данном возрастном этапе у них уже развиваются формальные интеллектуальные процессы и в обучение и совершенствование шахматиста может быть включено больше теоретической информации, алгоритмов и схем принятия рациональных решений. Также необходимо их целенаправленно готовить к игре с жестким лимитом времени, формируя чувство времени и навыки игры по турнирным регламентам предстоящих соревнований (как с добавлением времени на каждый ход, так и без добавления).

С учетом вышесказанного нами разработаны следующие рекомендации по подготовке юных шахматистов младшего подросткового возраста к соревнованиям по быстрым шахматам:

  1. в дебюте играть, соблюдая основные принципы (централизация, развитие фигур, обеспечение безопасности короля и т.д.); и иметь в арсенале два-три острых, редко применяемых (возможно не совсем корректных) дебютных варианта (например, гамбит Блэкмара-Димера, гамбит Мора, Центральный контргамбит и т.п.), что может вывести соперника из психологического равновесия и заставит тратить больше времени на обдумывание ходов;

2. в миттельшпиле нет необходимости искать лучший ход методом перебора и расчета большого количества вариантов – это отнимает слишком много времени и приводит рано или поздно к острому цейтноту, когда и будут совершены грубые ошибки, которые вероятней всего аннулируют результаты игры. При выборе хода целесообразно использовать рекомендации международного гроссмейстера Фарруха Амонатова: прежде всего рассматривать ходы с шахами, затем со взятием фигур и только после этого «тихие» ходы с нападением. В случае, если рассматриваемый ход ведет к приемлемой позиции с перевесом, то стоит остановиться именно на этом варианте и не тратить драгоценное время на дальнейший перебор и расчет;

3. при подготовке к игре в эндшпиле необходимо тренировать основные техники — двухкратное повторение ходов (троекратное уже ведет к ничьей), нейтральный обмен фигур, упрощение позиции и т.д.; в цейтноте можно практиковать «длинные» ходы (линейными фигурами), отнимающие время соперника на восприятие позиции [8, С.42]; необходимо также тренировать психомоторный навык переключения часов в остром цейтноте.

Кроме того, за несколько дней до начала турнира рекомендуется проводить интенсивные тренировки  на решение тактических задач в условиях ограниченного времени, т.к. в быстрых шахматах игроки часто совершают ошибки и партии полны тактических возможностей. Для этой цели оптимально подходит интернет ресурс chess.com со следующими учебными сервисами — «тактический штурм», «тактическая дуэль», «задачи».

Заключение

Изменения, которые произошли в шахматном спорте за последние десятилетия, оказывают серьезное влияние на систему подготовки, в первую очередь, юных шахматистов. Сокращение времени, отводимого на партию, игра по несколько туров в день, все это приводит к тому, что меняются установки тренеров и спортсменов на игру – нет времени искать лучший ход, нужно играть быстро и невозмутимо, желательно делать неожиданные ходы, выводя соперников из равновесия, заставляя их дольше думать над позицией. Как научить юных шахматистов находить хорошие, крепкие ходы, уверенно действовать в цейтноте и выигрывать по времени – наверное, это одни из самых актуальных вопросов при подготовке юных шахматистов к соревнованиям по быстрым шахматам.

На основе анализа и обобщения опыта ведущих тренеров и собственной педагогической практики нами разработаны рекомендации по организации подготовки юных шахматистов младшего подросткового возраста к участию в соревнованиях по быстрым шахматам – как играть в незнакомом дебютном варианте, какие дебютные схемы использовать, как осуществлять выбор хода в миттельшпиле (алгоритм перебора вариантов), как играть в эндшпиле в ситуации острого цейтнота. Представленные выше рекомендации носят пока обобщенный характер, планируется их конкретизировать примерами из партий, разработать тренинг умений и навыков игры при дефиците времени.

Литература:

  1. Акимушкин Р.В., Габбазова А.Я. Анализ контингента юных квалифицированных шахматистов в Российской Федерации. — Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2020. № 2. С. 5-7.
  2. Бологан, В. А. Структура специальной подготовленности шахматистов высокой квалификации: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 / Бологан Виорел Антонович; РГАФК. – М., 1996. – 23 с.
  3. Зак, В.Г. Пути совершенствования – 2-е изд., доп. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 208с.
  4. Злотник Б.А. Комплекс диагностических методик как средство совершенствования профессионально- педагогической подготовки тренеров по шахматам : автореф….канд. пед. наук / Злотник Б.А.; Гос. центр. орд. Ленина ин-т физ.культуры. — М.: 1986. –  23 с.
  5. Кобалия, М. Р. Принятие решения в шахматных поединках при дефиците времени : автореферат дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 / Кобалия Михаил Робертович – Москва , 2007. – 23 с.
  6. Костьев, А.Н. Оптимизация учебно-тренировочного процесса в детско-юношеской спортивной школе по шахматам : дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Костьев Александр Николаевич. — М. 2011. — 23 с.
  7. Михайлова, И.В. Подготовка юных высококвалифицированных шахматистов с помощью компьютерных шахматных программ и «интернет» : автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Михайлова Ирина Витальевна. — М., 2005. — 24с.
  8. Чепукайтис, Г.М. Спринт на шахматной доске. Как победить в блице. – М. «Russian CHESS House», 2011. – 120с.

References:  

  1. Akimushkin R. V., Gabbazova A. Ya. Study of Russian Qualified junior chess players contingent. — Physical culture: upbringing, education, training. 2020. No. 2. Pp. 5-7.
  2. Bologan, V. A. Structure of special training of highly qualified chess players: author’s abstract. … candidate of pedagogical Sciences : 13.00.04 / Bologan Viorel Antonovich; rgafk. — M., 1996. — 23 p.
  3. Zak, V.G. Improvement Ways — 2nd ed., Add. — M .: Physical culture and sport, 1988. — 208p.
  4. Zlotnik B. A. Complex of diagnostic methods as a means of improving the professional and pedagogical training of chess coaches: author…. Cand. PED. Sciences / Zlotnik B. A.; State center. ord. Lenin Institute of physics.culture. — M.: 1986. — 23 p.
  5. Kobalia, M. R. decision-Making in chess duels with a lack of time: abstract of the dis. … candidate of pedagogical Sciences : 13.00.04 / Kobalia Mikhail Robertovich-Moscow, 2007. — 23 p.
  6. Kostev, A. N. Optimization of the educational and training process in the children’s and youth sports school in chess: dis. … candidate of pedagogical Sciences: 13.00.04 / Kostyev Alexander Nikolaevich. — M. 2011. — 23 p.
  7. Mikhailova, I. V. Training of young highly qualified chess players using computer chess programs and the Internet: author’s abstract. … candidate of pedagogical Sciences: 13.00.04 / Mikhailova Irina Vitalievna. — M., 2005. – 24p.
  8. Chepukaitis, G.M. Sprint on the chessboard. How to win blitz. — M. «Russian CHESS House», 2011. – 120p.

XXV Международный научный конгресс «Олимпийский спорт и спорт для всех» 15-17 октября 2020 г., Минск, Беларусь