ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА С ЮНЫМИ ШАХМАТИСТАМИ младшего подросткового возраста (постановка проблемы)

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА С ЮНЫМИ ШАХМАТИСТАМИ младшего подросткового возраста (постановка проблемы)

Габбазова А.Я.

Акимушкин Р.В.

Аннотация. В статье представлены результаты корреляционного анализа психомоторных показателей (скоростных и точностных) и показателей уровня спортивного мастерства юных шахматистов младшего подросткового возраста. Выявлено, что на данном этапе спортивного онтогенеза уровень их спортивного мастерства зависит от стажа занятий и никак не связан с их психомоторным профилем, косвенно характеризующим скорость протекания психических (мыслительных) процессов. Полученные результаты являются основанием для индивидуализации тренировочного процесса с юными шахматистами 10-12 лет, учета  их возрастных и индивидуальных особенностей при подготовке к соревнованиям.

Ключевые слова:  юные шахматисты, младший подростковый возраст, психомоторные (скоростные и точностные) показатели, уровень спортивного мастерства, корреляционный анализ, индивидуализация тренировочного процесса.

Актуальность темы исследования. В настоящее время одним из основных, на наш взгляд, направлений совершенствованиятренировочного процесса в виде спорта «шахматы» является его индивидуализация. Особенно актуально встает эта проблема в связи возросшей популярностью шахмат во всем мире после выхода в свет американского сериала «Ход королевы» и возникшего желания у многих родителей определить своих детей в шахматные секции и кружки, независимо от наличия у них способностей и мотивации занятий. Вместе с тем, соревновательная деятельность в шахматах предъявляет все более высокие требования к ее исполнителям – все чаще соревнования организуются с укороченными временными регламентами, присваиваются рейтинги и разряды по быстрым шахматам и по блицу.  В детских шахматах 80% турниров проводятся по регламенту быстрых шахмат, что выводит на один из первых планов проблему  исследования быстроты принятия решений у юных шахматистов, начиная с психомоторного уровня, и индивидуализации на этой основе тренировочного процесса и подготовки к соревнованиям.

Цель исследования. Выявить взаимосвязь между  психомоторными показателями (скоростными и точностными) юных шахматистов младшего подросткового возраста и уровнем их спортивного мастерства с перспективой дальнейшей индивидуализации тренировочного процесса и подготовки к соревнованиям.

Организация и методики исследования. Эксперимент проводился на контингенте юных квалифицированных шахматистов 10 – 12 лет (n=19) в МБУ СШ «Русский медведь» (г. Серпухов, Московская область). Нами проведен диагностический срез с использованием следующих тестовых методик – теппинг-тест (бланковая версия, с подсчетом коэффициента функциональной ассиметрии (Fa)),  простая реакция и  РДО (программа «Крис», В.Г. Сивицкий). Также фиксировался рейтинг РШФ, стаж занятий и на основе экспертного опроса трех тренеров ДЮСШ присвоен каждому юному шахматисту ранг (1- самый сильный шахматист, 19 – самый слабый).

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты экспериментальных исследований

Ф.И. Стаж занятий Ранг Рейтинг РШФ Результаты теппинг-теста Простая реакция
 усл.мс.)
РДО
(точные из 12)
Сумма
 правой
Сумма
левой
Сумма Fa
ПИ 4 1 1533 192 144 336 14,29 155 5
ИВ 4 2 1262 147 126 273 7,70 165 1
БМ 5 3 1151 175 124 299 17,05 260 2
АВ 4 4 1000 185 170 355 4,23 198 4
ХИ 3 5 1000 211 165 376 12,23 216 5
КЗ 4 6 1000 143 116 259 10,40 304 3
КМ 3 7 1002 122 91 213 14,55 192 8
СЕ 3 8 1188 190 135 325 16,92 313 4
АД 3 9 1000 161 133 294 9,52 184 5
ЕИ 3 10 1000 142 105 247 14,98 192 4
ЗД 4 11 1222 159 148 207 5,31 238 4
БА 2 12 1049 139 87 226 23,00 200 1
ВВ 4 13 1000 160 160 320 0,00 248 3
ЛИ 4 14 1000 75 74 149 0,67 218 3
ХД 2 15 1000 140 115 255 9,80 243 1
ТТ 3 16 1034 177 115 282 21,99 318 4
ПС 1 17 1000 129 112 241 7,05 323 3
ЮИ 4 18 1000 168 127 295 13,90 157 4
ШС 1 19 1000 156 111 267 16,85 222 3
  M 1075,8 156,4 124,1 274,7 11,6 228,7 3,53
  σ 140,32 30,50 25,97 55,60 6,45 54,11 1,68

Полученные результаты были подвергнуты корреляционному анализу с целью выявления взаимосвязи между изучаемыми показателями (Таблица 2)

Таблица 2– Результаты корреляционного анализа

  Стаж Ранг     Рейтинг Результаты теппинг-теста Простая реакция РДО (точные)
Сумма пр. Сумма лев. Сумма Fa
Стаж 1,00                
Ранг -0,58 1,00              
Рейтинг 0,35 -0,55 1,00            
Сумма пр. 0,18 -0,37 0,34 1,00          
Сумма лев. 0,33 -0,38 0,25 0,80 1,00        
Сумма 0,18 -0,41 0,20 0,91 0,82 1,00      
Fa -0,29 0,03 0,11 0,32 -0,30 0,11 1,00    
ПР (усл.мс.) -0,23 0,27 -0,23 0,00 -0,05 -0,06 0,07 1,00  
РДО (точные) 0,09 -0,17 0,00 0,18 0,15 0,14 0,04 -0,17 1,00

Корреляционный анализ не позволил выявить статистически значимой взаимосвязи между показателями подготовленности и психомоторными  (скоростными и точностными) показателями юных шахматистов. Данные результаты можно объяснить тем, что исследуемая группа весьма разнородная по своему составу. На данном возрастном отрезке шахматами занимаются дети исходя из различных мотивационных установок – родители хотят чтобы дети развивались интеллектуально, проведение досуга, отвлечение от компьютерных игр и гаджетов и др., и лишь ничтожно малая часть имеют истинно спортивную мотивацию – достижение максимально возможного результата. Дети 10-12 лет представляют собой сегмент в 38% от всех юных шахматистов школьного возраста. К окончанию школьного обучения большая часть этих спортсменов оставят занятия шахматами и к  18 годам их процент от общего числа ЮКШ составит всего 2% — именно их можно считать профессионально ориентированными спортсменами [1].

Выводы

  1. Проведенное тестирование позволило выявить индивидуально-типологический профиль каждого юного спортсмена, который будет учтен при их подготовке к соревнованиям, так как позволяет  прогнозировать стрессоустойчивость спортсмена и его поведение за шахматной доской в ситуации дефицита времени.
  2. По психомоторным (скоростным и точностным) показателям и показателям спортивной подготовленности (рейтинг и стаж) не выявлено корреляционной взаимосвязи. Полученные данные можно объяснить тем, что на этом этапе спортивного совершенствования соревновательный результат юными шахматистами достигается в основном за счет знаний и опыта в шахматной игре.
  3. Индивидуализация тренировочного процесса и процесса подготовки к соревнованиям, учитывая разнородность контингента юных шахматистов на данном возрастном этапе, должна быть также направлена, на наш взгляд, на создание психологически комфортного для каждого занимающегося темпа и уровня сложности обучения и совершенствования в шахматной игре.

Литература

  1. Габбазова А.Я. Анализ контингента юных квалифицированных шахматистов в РФ / А.Я. Габбазова, Р.В. Акимушкин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2020 г., №2,  С. 5-7
  1. Gabbazova A.Ya. Analiz kontingenta junyh kvalificirovannyh shahmatistov v RF / A.Ya. Gabbazova, R.V. Akimushkin // Fizicheskaja kul’tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2020 g., №2,  S. 5-7

Габбазова Асыл Якуповна, Кандидат психологических наук, a_y_q@mail.ru, РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЁЖИ И ТУРИЗМА (ГЦОЛИФК), Москва, Сиреневый бульвар, дом 4

Акимушкин Роман Валерьевич, Аспирант, akromaserp@mail.ru, РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЁЖИ И ТУРИЗМА (ГЦОЛИФК),Москва, Сиреневый бульвар, дом 4

INDIVIDUALIZATION OF THE TRAINING PROCESS WITH YOUNG CHESS PLAYERS OF THE YOUNGER TEENAGE AGE (PROBLEM STATEMENT)

Gabbazova Asyl Yakupovna, PhD Associate Professor,a_y_q@mail.ru, RUSSIAN STATE UNIVERSITY OF PHYSICAL EDUCATION, SPORT, YOUTH AND TOURISM (SCOLIPE), adress: No 4 Sireneviy Blvd Russia, Moscow

Akimushkin Roman Valer’evich, PhD student, akromaserp@mail.ru, RUSSIAN STATE UNIVERSITY OF PHYSICAL EDUCATION, SPORT, YOUTH AND TOURISM (SCOLIPE), adress: No 4 Sireneviy Blvd Russia, Moscow

Рудиковские чтения-2021. Материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Москва, 2021. С. 76-80.