Словарь шахматного жаргона


Язык шахматистов велик, могуч и чуден! Данный словарь поможет понять смысл специфических шахматных выражений.

А
Адванс (продвинутые шахматы) — шахматы, в которых людям позволяется пользоваться помощью компьютеров. От английского Advanced chess.


Армагеддон — решающая блиц-партия, в которой чёрным даётся на минуту меньше и ничья в их пользу.


Атакёр — шахматист, играющий в остро-атакующем стиле.



Б
Баранка (бублик) – поражение, ноль в таблице турнира.


Белопольник — белопольный слон.


Белоцветчик — игрок, который сильно играет белыми фигурами и заметно слабее — чёрными.


Бешеная фигура — фигура, которую многократно приносят в жертву, чтобы создать на доске пат. Пример бешенства ладьи в этюде.


Ничья
Первый ход очевиден. 1.Rxc2 f2! После 1…Re1+ 2.Kh2 R1e2 3.Kg3 fxg2 4.R2c6+ Ka5 5.Rc1= задание выполнено. 2.Rxf2 g3 3.Rf1 Rh5+ 4.Kg1 Reh6 5.Rf6+! Жертва ладьи не просто откладывает мат, но и подготавливает патовый «домик» для короля! 5…Rxf6.

6.Ra8+ Kb7. Понятно, что нельзя ни 6…Kb5 7.Ra5+; ни 6…Kb6 7.Ra6+. 7.Ra7+ Kb8 8.Rb7+ Kc8 9.Rc7+ Kd8 10.Rd7+ Ke8 11.Re7+. «Бешеная» ладья — вечный шах, ничья!


Бомба — дебютная новинка (разработка) огромной силы, меняющая оценку известного варианта. Одна из ярчайших старых, добрых, докомпьютерных бомб.


Полугаевский — Торре Москва 1981 (Л. Полугаевский)
Возникла исходная, если можно так сказать, позиция «варианта Ботвинника». Именно её я примерно полмесяца, рискуя потерять драгоценное время, анализировал при подготовке к матчу с Э.Мекингом. Риск оправдал себя. Бессонной ночью, весь захваченный работой, я однажды буквально вздрогнул: словно жар-птица за хвост была поймана абсолютно новая идея… 11.exf6 Bb7 12.g3 c5 13.d5 Nb6?! 14.dxe6! Qxd1+ 15.Rxd1 Bxh1 16.e7 a6. Небольшой чудо-вариантик: 16…Bh6 17.Nxb5 Nd5 (или 17…Rc8 18.Nc7+ Полугаевский) 18.Bh3!! Nxe7 19.Rd8+!! (Rybka).

Что теперь делать? После 17.exf8Q+ у белых есть хорошая компенсация за качество, но, пожалуй, не более того, так как им постоянно приходится считаться с возможным движением чёрных пешек ферзевого фланга. И вот… 17.h4!! Bh6 18.f4!! Отдав ладью, белые вовсе не собираются восстанавливать материальное равновесие и довольствуются тем, что ладье h8 не скоро суждено войти в игру. 18…b4 19.Rd6! (19.Nb1=) 19…Rb8 20.Nd1 Bxg5 21.fxg5 Nd5! 22.Bxc4 Nxe7 23.fxe7 Kxe7 24.Rf6!, и белые победили. Эта новинка – лучшее из того, что мне удалось сделать в шахматах за всю жизнь!


Буллит (или пуля) — игра с ультра-коротким контролем времени, от одной минуты на партию и меньше. Практикуется в основном на интернет-серверах. От английского bullet — «пуля».


Быстрые шахматы (быструшки) — игра с контролем времени от 15 до 30 минут на партию.



В
Вилка – нападение одним ходом на две (или три) фигуры. Редчайшая разновидность вилки встретилась в следующей партии.


Ботвинник — Смыслов Матч на первенство мира (м/12), Москва 1954 (М. Ботвинник)
29.Rg1 f6 30.exf6 Ne4. На этот промежуточный ход чёрные и возлагали надежды. 31.f7+!! Большая неожиданность! Пешку можно взять только ладьёй, но тогда центральная пешка остаётся без защиты и дебютная идея белых получает своё завершение — белопольный слон белых с решающим эффектом вступает в борьбу. В случае 31.Qg2 Nxf6 они имели бы выигранную позицию, ибо все пешки белых были слабы, а чёрная пешка d5 была надёжно защищена конём. 31…Rxf7 32.Qd8+ Kh7 33.Bxd5. Все три фигуры чёрных под боем — материальные потери для них неизбежны. (Кажется, единственный случай тройной вилки слоном в шахматной истории! — vasa)

33…Nf2+ 34.Kg2 Qf6 35.Qxf6 Rxf6 36.Kxf2 Rxf5+ 37.Bf3 Rf4 38.Rg4. Чёрные сдались. 1-0


Висячие пешки — Белые пешки на с4 и d4 (или чёрные на с5 и d5) в отсутствие поддерживающих их пешек на вертикалях «b» и «е». Сила висячих пешек наглядно была продемонстрирована в следующей классической партии.


Корчной — Карпов Матч на первенство мира(м/1), Мерано 1981 (А. Карпов)
9…Nbd7. Минут 30 я обдумывал не столько сделанный ход, сколько оценивая перспективы образования «висячих» пешек «с» и «d». Я знал, что соперник любит играть против этих пешек, но возникающая динамичная позиция была и мне по вкусу. 10.cxd5 exd5 Ход 10…Nxd5? здесь невозможен, ибо после 11.Nxd5 exd5 12.Bxe7 Qxe7 пешка с7 не защищена. 13.Rxc7 11.0–0 c5 12.dxc5 bxc5 13.Qc2. Белые начинают перестройку с целью развить максимальное давление на пешку d5, но, как показывает дальнейшее течение борьбы, у чёрных находится достаточная контригра.

13…Rc8 14.Rfd1 Qb6. Обязательный ход. На поле b6 ферзь расположен наиболее удачно. Он имеет возможности для манёвра, в частности выпад Qf5 будет парирован ходом Qe6. Можно считать, что чёрные подготовились к операциям в центре. 15.Qb1 Rfd8 16.Rc2 Qe6 17.Bg3 Nh5 18.Rcd2 Nxg3 19.hxg3 Nf6.

20.Qc2. Перестройка тяжёлых фигур не производит убедительного впечатления. 20…g6. Прикрывая поле f5, чтобы освободить от этой функции ферзя. 21.Qa4 a6 22.Bd3 Kg7. Необходимая профилактика. В случае пешечных прорывов в центре, в некоторых вариантах может быть важным, чтобы размен ладей происходил без шаха. 23.Bb1 Qb6. Критическая позиция. 24.a3?

24…d4! Тематический прорыв… И чёрные победили


Вскрышка — вскрытый шах. Простейший пример вскрышки1.e4 e5 2.Nf3 Nf6 3.Nxe5 Nxe4? 4.Qe2 Nf6??

5.Nc6+ и т.д.


Вынести в одну калитку — уверенно обыграть.



Г
Голый король — незащищённый король.


Гроб (тж. безнадёга, горшок, жбан, труба, ящик ) — плохая, безнадёжная позиция.



Д
Дармовой заезд — атака без жертв или удобная позиция без риска.


Детский мат — 1.e4 e5 2.Bc4 Nc6 3. Qh5 (или 3.Qf3 и 4.Qxf7#) Nf6 4.Qxf7# — мат. Возможны вариации.


Доплывать — cознательно играть на ничью во всех оставшихся партиях турнира, имея хороший запас очков — чтобы не упустить синицу из рук.


Дракон — вариант сицилианской защиты, в котором расположение чёрных пешек напоминает одноимённое чудовище: 1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4. Nxd4 Nf6 5.Nc3 g6!

И затем 6…Bg7. Изобретатель названия Ф.И. Дуз-Хотимирский счёл положение чёрных пешек от d6 до h7 напоминающим расположение звёзд в созвездии Дракона.


Дыра — слабое поле.


Длинная рокировка — помимо общепринятого значения, имеет и другой смысл: три поражения подряд. Возникло от обозначения 0-0-0.


Дрова (дровишки) — слабые пешки.


Дурацкий мат — 1.g4 e5 2.f3 Qh4# — мат. Это наикратчайший возможный мат в шахматной партии.



Ё
Ёж — возникающая во многих дебютах пешечная структура, в которой пешки стоят по шестой (третьей) горизонтали.



З
Забор — пешечная цепь.

После 38.h5 в партии Belov,V — Nguyen,N (Aeroflot Open 2007 Moscow) была зафиксирована ничья. Чёрные фигуры никоим образом не могут перелезть через забор.


Задвижка — тематическая жертва завлечения, создающая предпосылку для спёртого мата.


Закрыть (похоронить) вариант — опровергнуть дебютный вариант, который ранее считался корректным.


Заснуть — надолго задуматься.


Звон — болтовня во время блица.


Зевок — грубая ошибка, результатом которой становится потеря той или иной фигуры или пешки.


Петросян — Бронштейн Турнир претендентов, 1956
36. Ng5?? «Этот ход не нуждается в комментариях. Комичность зевка в том, что белые оставили ферзя под ударом единственной боеспособной фигуры противника» (Петросян). 36…Nxd6, и белые, разумеется, сдались.



И
Игра на 2 результата — ситуация, когда стабильный перевес одной из сторон фактически исключает вероятность проигрыша.


Игра на 3 результата — острая ситуация, в которой крайне трудно предсказать итог партии и всё возможно…


Играть руками — играть автоматически, без раздумий, делая напрашивающиеся ходы.


Играть с листа — играть незнакомую дебютную схему, без домашней подготовки.


Изолятор — изолированная пешка.


Испанка — испанская партия. Возникает после ходов 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5…


Испортить прическу — разрушить монолитность пешечного построения.


Итальянка — итальянская партия. Возникает после ходов 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bc4 Bc5.



К
Катать — играть на победу абсолютно любую позицию.


Качка — качество, разница между ладьей и лёгкой фигурой.


Китайская ничья — прекратить игру, размашистым движением руки смахнув фигуры с доски.


Клиент — удобный партнёр, у которого удаётся выигрывать всегда и всюду.


Комбинат — эффектная комбинация.


Комбинатор (великий к.), комбайнёр — игрок, умеющий красиво комбинировать за доской.


Коновал, Коноваленко(будённовец) — игрок, умело оперирующий конями. Превосходным коноваломпоказал себя Топалов в следующей партии.


Крамник – Топалов Матч на первенство мира (м/8), Элиста 2006
44… Ne4 45.Ra6+ Ke7 46.Rxa5 Rg3+ 47.Ke2 Rxe3+ 48.Kf1 Rxb3 49.Ra7+ Kf6 50.Ra8 Nxf4 51.Ra1 Rb2 52.a5 (52.Rg8 Kf7-+) 52…Rf2+ и мат конями неизбежен.


Кооператив — 1. Жанр шахматной композиции, в котором обе стороны, белые и чёрные, сотрудничают в деле постановке скорейшего мата одной из них. 2. Шутливое обозначение для слабой игры, помогающей противнику выиграть «на ровном месте».


Короткая рокировка — помимо общепринятого значения, имеет и другой смысл: два поражения подряд. Возникло от обозначения 0-0.


Контра — контригра, встречная инициатива.


Конь Каспарова — чёрный конь на d3. (См. 16-ю партию матча Карпов — Каспаров, Москва, 1985)


Конь Тарраша — конь на краю доски.


Король Стейница — активный король в миттельшпиле.


Круговик — турнир по круговой системе, которая предусматривает небольшое и обычно чётное количество участников. Все они должны сыграть друг с другом — в один или в два круга. Крайне редко — в четыре.



Л
Ладейник — ладейное окончание.


Лошадь (или скакун, кобыла) — конь. То есть шахматная фигура!



М
Маленькое качество — преимущество слона над конём


Материал — фигуры и пешки. А также их сумма, иногда выражаемая в пешечном эквиваленте.


Матешник (матец, композитор Матецкий) — мат! Матильда, Матильда Петровна — красивый неожиданный мат.


Матовала — шахматист, любящий или умеющий играть на мат.


Мельница – комбинация с последовательным чередованием шахов и вскрытых шахов, когда соперник вынужден лишь переставлять короля с одной клетки на вторую и обратно.



Н
Навес — удар.


Насиловать позицию — играть вопреки требованиям позиции. Например, играть на выигрыш там, где необходимо защищаться и бороться за ничью.


Не выйти из дебюта — получить прямо в дебюте плохую позицию.


Ничья в кармане — возможность играть (в том числе на выигрыш) без какого-либо риска, с гарантией ухода на ничью при необходимости.



О
Обдёрнуться — сделать не тот ход, что задумал.


Обжорный ряд — седьмая (вторая) горизонталь, на которую вторгается неприятельская ладья, и начинает пожирать пешки.


Огребание люлей — действие, во всех смыслах противоположное их раздаче.


Окучить (пешку или слабость) — методично, постепенно атаковать, окружить и уничтожить.


Отжарить или отпарить — обыграть. Убедительно обыграть!


Отравленная пешка (или фигура) — незащищённая явным образом боевая единица, взятие которой ведёт к печальным последствиям.



П
Первая линия — наилучший вариант игры за обе стороны, предлагаемый той или иной шахматной программой.


Пешечник — пешечное окончание.


Пластуны — пешки, «ползущие» в ферзи на разных флангах одновременно


Плюс раз (два и т.д.) или «+1» («+2»и т.д.) — текущий результат игрока в турнире, означающий разницу между количеством побед и поражений. Например, 6 из 10-ти — это плюс два («+2»). А 3,5 из 10-ти — этоминус три («-3»). Соответственно, быть в плюсе (или идти в плюсе) — иметь положительный баланс побед и поражений. Быть в минусе (или идти в минусе) — отрицательный. Минус бывает глубоким. А плюс — большим.


Плотный ход — ход с повышенным запасом прочности, улучшающий взаимную защиту фигур.


Подкрутить (или замутитьпозицию — осложнить игру неочевидным и быть может даже плохим ходом. Осуществляется в блице или в серьёзной партии в цейтноте соперника.


Полтинник — 50% набранных очков из возможных. Например, 3,5 очка в 7-ми турах.


Поднять ход (идею) — найти в позиции неочевидное, нетривиальное решение.


Поза — позиция.


Поплыть — растеряться, потерять нить игры.


Похоронить вариант — опровергнуть применяемый на практике и считающийся корректным дебютный вариант. Довести анализ до категоричной оценки в пользу одной из сторон. Бывает так, что потом вариант удаётся реанимировать.


Прихватить соперника в дебюте — добиться значительного преимущества в начальной стадии партии.


Провисать (фигура, пешка) — оказываться без защиты.


Промежуток — промежуточный ход — неожиданная вставка в вариант, который изначально казался форсированным.


Проходимец — проходная пешка.



Р
Работа по дереву — анализ на доске с фигурами, без использования компьютера.


Раздача люлей — выигрыш с особым цинизмом.


Разноцвет — позиция с разноцветными слонами. Например, с белопольным слоном у белых и чернопольным у чёрных. Других слонов в позиции нет.


Расписать (ничью) — Исполнить короткую, быструю ничью. Чаще всего в подобных случаях соглашение на ничью происходит еще до партии.


Рассыпаться – проиграть неплохую позицию в несколько ходов.


Рентген — эффект долговременного воздействия дальнобойной фигуры, от которого фигуры соперника не в состоянии надёжно укрыться. Например в конструкции «белый слон на g2, чёрные конь на с6, ферзь на b7, король на a8» чёрный король ощущает рентгеновское действие белого слона.


Рубить флаг — играть исключительно с целью заставить соперника просрочить время.


Рыба — ничья.


Рыбка — один из сильнейших аналитических модулей (шахматных программ).



С
Самоходки — связанные и далеко продвинутые пешки, остановить которые соперник не в состоянии.


Сбор урожая — реализация позиционного перевеса: серия ходов, в результате которой атакующая сторона добивается значительного материального преимущества.


Сицилианка — сицилианская защита.


Скинуть (пешку и т.д.) — пожертвовать или вернуть материал.


Славянка — славянская защита.


Слоны Горвица (Horwitz Bishops) — два слона, стоящие рядом и простреливающие открытие диагонали.


Слон Гуфельда — чёрный слон g7 в старушке.


Слон Фишера — активный белопольный слон в испанке или сицилианке.


Соскок — спасение в трудной позиции.


Сплав — умышленный проигрыш партии.


Старушка — староиндийская защита.


Столбик — серьёзный перевес. От +/- или -/+. Это оценки, введенные в обиход югославским «Информатором». Произносятся как «плюс-минус в столбик» (если перевес у белых) и «минус-плюс в столбик» (у чёрных).


Стоять (или стоять на месте) — не предпринимать активных действий, делать выжидательные ходы.


Строчка — решающий перевес. От +- или -+ . Это оценки, введенные в обиход югославским «Информатором». Произносятся как «плюс-минус в строчку» (если перевес у белых) и «минус-плюс в строчку» (у чёрных).


Стучать — играть в блиц. Также играть в серьёзной партии на цейтнот соперника, быстро ходить и резко переключать часы.



Т
Треугольник — круговой манёвр по трём клеткам, с помощью которого можно передать очередь хода сопернику.


Топталка, топталово (тоже что и сюрпляс) — повторение позиции вновь и вновь.


Тура (бадья, башенка) — ладья.


Туристы — 1. Любители, получавшие в XIX — нач. XX вв. фору, равную ладье (туре); 2. Участники чемпионата мира, не претендующие на титул или высокий результат. Термин ввёл в обиход Гарри Каспаров в 1999-м году — во время нокаут-чемпионата мира ФИДЕ в Лас Вегасе.


Тычок — пешечный удар.



У
Уконтрапупить — обыграть, разгромить.



Ф
Фианкетировать слона — развить белого слона на b2 или g2. Или чёрного, соответственно, на b7 или g7. Фишкафига — шахматная фигура.


Форсаж — форсированный, то есть вынужденный вариант.


Форточка – ход пешкой, имеющий целью защитить короля от потенциальных матовых угроз по последней горизонтали.



Х
Хвост — аутсайдеры в турнире. Последние доски в командных соревнованиях.



Ц
Цементировать — надёжно защитить.


Цуг, цуцик — цугцванг: ситуация, в которой любой ход ведёт к ухудшению позиции. Может быть взаимным. Пример цугцванга:


Новиков — Яковенко Aeroflot Open 2007 Moscow, 2007
Ход чёрных: «=». Например, 80…Rf8 81.Rf4+! Rxf4 — пат. Ход белых: «-+». То есть 1.Rg7 (1.Rc4 g2+) 80…Rf8 и т.д.



Ч
Чернопольник — чернопольный слон.


Четырёхлошадник, квадрига, куадрилья — дебют четырёх коней. Возникает после ходов 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Nc3 Nf6.



Ш
Шайба — пешка или лишняя пешка.


Шведки или шведские шахматы — игра пара на пару, когда съеденные у противника фигуры передаются партнёру, который имеет право вместо хода выставить фигуру на произвольное поле.


Швейцарка — турнир по швейцарской системе, которая предусматривает произвольное большое число участников и жеребьёвку перед каждым туром. Её основной принцип — между собой должны играть игроки с одинаковым количеством очков.


Швиндель — короткий комбинационный удар. От немецкого Schwindel (головокружение).


Шлёпать — играть бездумно и быстро. И как правило — слабо.


Шпилер — от немецкого Spieler, азартный игрок, цепкий практик, который делает ставку на мелкие ловушки и использование грубых ошибок соперника.


Штаны — ситуация, в которой две проходные пешки рвутся в ферзи, и вражеский слон не в состоянии их задержать, действуя по одной диагонали. Вспомним классику.


Котов — Ботвинник 22-й чемпионат СССР, Москва 1955 (М. Ботвинник)
59…g5!! 60.fxg5. Взятие пешкой «h» проигрывает прозаически: 60.hxg5 h4 61.f5 (61.Bd6 Bf5 62.g6 Bxg6 63.f5 Bxf5 64.Kxb3 Kg2) 61…Bxf5 62.Kxb3 h3 63.Bd6 Kxe3. После решения принятого Которым, окончание становится «поэтическим»!

60…d4+! Центральная пешка, смело шагнув под три удара, приносит себя в жертву, чтобы спасти отдалённую проходную. 61.exd4. Взятие королём (61.Kxd4) лишено смысла, так как пешка «b» становится ферзём — 61…b2. После 61.Bxd4 Kg3 62.g6 Kxh4 63.Kd2 победа достигается путём 63…Kh3!! 64.Ke2 Kg2 65.Bf6 h4 и т.д. 61…Kg3. Ещё можно было нарваться на такой ничейный вариант 61…Kg4 62.d5 Bxd5 63.Bf2. 62.Ba3 Kxh4 63.Kd3 Kxg5 64.Ke4 h4.

65.Kf3. Чёрные не виноваты, что противник избежал более эффектного заключительного хода: 65.d5 Bxd5+! 65…Bd5+. Белые сдались. На доске типичная позиция из эндшпилей с разноветными слонами при отдалённых друг от друга проходных пешках, которая носит название «штаны».