ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА С ЮНЫМИ ШАХМАТИСТАМИ младшего подросткового возраста (постановка проблемы)
|ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА С ЮНЫМИ ШАХМАТИСТАМИ младшего подросткового возраста (постановка проблемы)
Габбазова А.Я.
Акимушкин Р.В.
Аннотация. В статье представлены результаты корреляционного анализа психомоторных показателей (скоростных и точностных) и показателей уровня спортивного мастерства юных шахматистов младшего подросткового возраста. Выявлено, что на данном этапе спортивного онтогенеза уровень их спортивного мастерства зависит от стажа занятий и никак не связан с их психомоторным профилем, косвенно характеризующим скорость протекания психических (мыслительных) процессов. Полученные результаты являются основанием для индивидуализации тренировочного процесса с юными шахматистами 10-12 лет, учета их возрастных и индивидуальных особенностей при подготовке к соревнованиям.
Ключевые слова: юные шахматисты, младший подростковый возраст, психомоторные (скоростные и точностные) показатели, уровень спортивного мастерства, корреляционный анализ, индивидуализация тренировочного процесса.
Актуальность темы исследования. В настоящее время одним из основных, на наш взгляд, направлений совершенствованиятренировочного процесса в виде спорта «шахматы» является его индивидуализация. Особенно актуально встает эта проблема в связи возросшей популярностью шахмат во всем мире после выхода в свет американского сериала «Ход королевы» и возникшего желания у многих родителей определить своих детей в шахматные секции и кружки, независимо от наличия у них способностей и мотивации занятий. Вместе с тем, соревновательная деятельность в шахматах предъявляет все более высокие требования к ее исполнителям – все чаще соревнования организуются с укороченными временными регламентами, присваиваются рейтинги и разряды по быстрым шахматам и по блицу. В детских шахматах 80% турниров проводятся по регламенту быстрых шахмат, что выводит на один из первых планов проблему исследования быстроты принятия решений у юных шахматистов, начиная с психомоторного уровня, и индивидуализации на этой основе тренировочного процесса и подготовки к соревнованиям.
Цель исследования. Выявить взаимосвязь между психомоторными показателями (скоростными и точностными) юных шахматистов младшего подросткового возраста и уровнем их спортивного мастерства с перспективой дальнейшей индивидуализации тренировочного процесса и подготовки к соревнованиям.
Организация и методики исследования. Эксперимент проводился на контингенте юных квалифицированных шахматистов 10 – 12 лет (n=19) в МБУ СШ «Русский медведь» (г. Серпухов, Московская область). Нами проведен диагностический срез с использованием следующих тестовых методик – теппинг-тест (бланковая версия, с подсчетом коэффициента функциональной ассиметрии (Fa)), простая реакция и РДО (программа «Крис», В.Г. Сивицкий). Также фиксировался рейтинг РШФ, стаж занятий и на основе экспертного опроса трех тренеров ДЮСШ присвоен каждому юному шахматисту ранг (1- самый сильный шахматист, 19 – самый слабый).
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Результаты экспериментальных исследований
Ф.И. | Стаж занятий | Ранг | Рейтинг РШФ | Результаты теппинг-теста |
Простая
реакция усл.мс.) |
РДО (точные из 12) | |||
Сумма правой |
Сумма
левой | Сумма | Fa | ||||||
ПИ | 4 | 1 | 1533 | 192 | 144 | 336 | 14,29 | 155 | 5 |
ИВ | 4 | 2 | 1262 | 147 | 126 | 273 | 7,70 | 165 | 1 |
БМ | 5 | 3 | 1151 | 175 | 124 | 299 | 17,05 | 260 | 2 |
АВ | 4 | 4 | 1000 | 185 | 170 | 355 | 4,23 | 198 | 4 |
ХИ | 3 | 5 | 1000 | 211 | 165 | 376 | 12,23 | 216 | 5 |
КЗ | 4 | 6 | 1000 | 143 | 116 | 259 | 10,40 | 304 | 3 |
КМ | 3 | 7 | 1002 | 122 | 91 | 213 | 14,55 | 192 | 8 |
СЕ | 3 | 8 | 1188 | 190 | 135 | 325 | 16,92 | 313 | 4 |
АД | 3 | 9 | 1000 | 161 | 133 | 294 | 9,52 | 184 | 5 |
ЕИ | 3 | 10 | 1000 | 142 | 105 | 247 | 14,98 | 192 | 4 |
ЗД | 4 | 11 | 1222 | 159 | 148 | 207 | 5,31 | 238 | 4 |
БА | 2 | 12 | 1049 | 139 | 87 | 226 | 23,00 | 200 | 1 |
ВВ | 4 | 13 | 1000 | 160 | 160 | 320 | 0,00 | 248 | 3 |
ЛИ | 4 | 14 | 1000 | 75 | 74 | 149 | 0,67 | 218 | 3 |
ХД | 2 | 15 | 1000 | 140 | 115 | 255 | 9,80 | 243 | 1 |
ТТ | 3 | 16 | 1034 | 177 | 115 | 282 | 21,99 | 318 | 4 |
ПС | 1 | 17 | 1000 | 129 | 112 | 241 | 7,05 | 323 | 3 |
ЮИ | 4 | 18 | 1000 | 168 | 127 | 295 | 13,90 | 157 | 4 |
ШС | 1 | 19 | 1000 | 156 | 111 | 267 | 16,85 | 222 | 3 |
M | 1075,8 | 156,4 | 124,1 | 274,7 | 11,6 | 228,7 | 3,53 | ||
σ | 140,32 | 30,50 | 25,97 | 55,60 | 6,45 | 54,11 | 1,68 |
Полученные результаты были подвергнуты корреляционному анализу с целью выявления взаимосвязи между изучаемыми показателями (Таблица 2)
Таблица 2– Результаты корреляционного анализа
Стаж | Ранг | Рейтинг | Результаты теппинг-теста | Простая реакция | РДО (точные) | ||||
Сумма пр. | Сумма лев. | Сумма | Fa | ||||||
Стаж | 1,00 | ||||||||
Ранг | -0,58 | 1,00 | |||||||
Рейтинг | 0,35 | -0,55 | 1,00 | ||||||
Сумма пр. | 0,18 | -0,37 | 0,34 | 1,00 | |||||
Сумма лев. | 0,33 | -0,38 | 0,25 | 0,80 | 1,00 | ||||
Сумма | 0,18 | -0,41 | 0,20 | 0,91 | 0,82 | 1,00 | |||
Fa | -0,29 | 0,03 | 0,11 | 0,32 | -0,30 | 0,11 | 1,00 | ||
ПР (усл.мс.) | -0,23 | 0,27 | -0,23 | 0,00 | -0,05 | -0,06 | 0,07 | 1,00 | |
РДО (точные) | 0,09 | -0,17 | 0,00 | 0,18 | 0,15 | 0,14 | 0,04 | -0,17 | 1,00 |
Корреляционный анализ не позволил выявить статистически значимой взаимосвязи между показателями подготовленности и психомоторными (скоростными и точностными) показателями юных шахматистов. Данные результаты можно объяснить тем, что исследуемая группа весьма разнородная по своему составу. На данном возрастном отрезке шахматами занимаются дети исходя из различных мотивационных установок – родители хотят чтобы дети развивались интеллектуально, проведение досуга, отвлечение от компьютерных игр и гаджетов и др., и лишь ничтожно малая часть имеют истинно спортивную мотивацию – достижение максимально возможного результата. Дети 10-12 лет представляют собой сегмент в 38% от всех юных шахматистов школьного возраста. К окончанию школьного обучения большая часть этих спортсменов оставят занятия шахматами и к 18 годам их процент от общего числа ЮКШ составит всего 2% — именно их можно считать профессионально ориентированными спортсменами [1].
Выводы
- Проведенное тестирование позволило выявить индивидуально-типологический профиль каждого юного спортсмена, который будет учтен при их подготовке к соревнованиям, так как позволяет прогнозировать стрессоустойчивость спортсмена и его поведение за шахматной доской в ситуации дефицита времени.
- По психомоторным (скоростным и точностным) показателям и показателям спортивной подготовленности (рейтинг и стаж) не выявлено корреляционной взаимосвязи. Полученные данные можно объяснить тем, что на этом этапе спортивного совершенствования соревновательный результат юными шахматистами достигается в основном за счет знаний и опыта в шахматной игре.
- Индивидуализация тренировочного процесса и процесса подготовки к соревнованиям, учитывая разнородность контингента юных шахматистов на данном возрастном этапе, должна быть также направлена, на наш взгляд, на создание психологически комфортного для каждого занимающегося темпа и уровня сложности обучения и совершенствования в шахматной игре.
Литература
- Габбазова А.Я. Анализ контингента юных квалифицированных шахматистов в РФ / А.Я. Габбазова, Р.В. Акимушкин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2020 г., №2, С. 5-7
- Gabbazova A.Ya. Analiz kontingenta junyh kvalificirovannyh shahmatistov v RF / A.Ya. Gabbazova, R.V. Akimushkin // Fizicheskaja kul’tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2020 g., №2, S. 5-7
Габбазова Асыл Якуповна, Кандидат психологических наук, a_y_q@mail.ru, РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЁЖИ И ТУРИЗМА (ГЦОЛИФК), Москва, Сиреневый бульвар, дом 4
Акимушкин Роман Валерьевич, Аспирант, akromaserp@mail.ru, РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЁЖИ И ТУРИЗМА (ГЦОЛИФК),Москва, Сиреневый бульвар, дом 4
INDIVIDUALIZATION OF THE TRAINING PROCESS WITH YOUNG CHESS PLAYERS OF THE YOUNGER TEENAGE AGE (PROBLEM STATEMENT)
Gabbazova Asyl Yakupovna, PhD Associate Professor,a_y_q@mail.ru, RUSSIAN STATE UNIVERSITY OF PHYSICAL EDUCATION, SPORT, YOUTH AND TOURISM (SCOLIPE), adress: No 4 Sireneviy Blvd Russia, Moscow
Akimushkin Roman Valer’evich, PhD student, akromaserp@mail.ru, RUSSIAN STATE UNIVERSITY OF PHYSICAL EDUCATION, SPORT, YOUTH AND TOURISM (SCOLIPE), adress: No 4 Sireneviy Blvd Russia, Moscow
Рудиковские чтения-2021. Материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Москва, 2021. С. 76-80.