ОПЫТ РАБОТЫ ШАХМАТНОЙ ШКОЛЫ МБУ СШ «РУССКИЙ МЕДВЕДЬ» (Г.СЕРПУХОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ) В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ

ОПЫТ РАБОТЫ ШАХМАТНОЙ ШКОЛЫ МБУ СШ «РУССКИЙ МЕДВЕДЬ» (Г.СЕРПУХОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ

Акимушкин Р.В.

Духов А.В.

Аннотация: в статье проводится анализ работы шахматной школы МБУ СШ «Русский медведь (г. Серпухов Московской области) в период самоизоляции весна – лето 2020 года. Авторы делятся опытом применения в дистанционных занятиях и соревнованиях современных компьютерных программ и технологий, позволившим сохранить непрерывность учебно-тренировочного процесса и организовать соревновательную деятельность.

Ключевые слова: дистанционные занятия, учебно-тренировочный процесс, соревновательная деятельность, компьютерные технологии.

EXPERIENCE CHESS SCHOOL WORK MBU SPORT SCHOOL «RUSSIAN BEAR» (SERPUKHOV, MOSCOW REGION) IN CONDITIONS OF SELF-ISOLATION

Akimushkin R.V.

Dukhov A.V.

Abstract: it has been analyzed the work of the chess school MBU Secondary School “Russian Bear (Serpukhov, Moscow Region) during the period of self-isolation in spring — summer 2020. The authors share their experience of using modern computer programs and technologies in distance learning and competitions, which made it possible to maintain the continuity of the educational and training process and organize competitive activity.

Key words: distance learning, educational and training process, competitive activity, computer technology.

С 30 марта 2020 года в г.Москве и Московской области в связи с пандемией COVID-19 был объявлен всеобщий режим самоизоляции. Введенные ограничения неизбежно коснулись работы детско-юношеских спортивных школ и организаций. Проведение очных занятий и соревнований было отменено. В сложившихся неблагоприятных условиях качественное проведение учебно-тренировочного процесса оказалось под реальной угрозой. В данной ситуации только в шахматах как в виде спорта сохранилась возможность проведения практически полноценных тренировок и продолжения соревновательной деятельности. И в этом главную роль сыграли современные инфокоммуникационные технологии (ИКТ).

Занятия с юными шахматистами в ДЮСШ продолжились в онлайн режиме с помощью программ Skype [3] и Zoom [5], которые позволяют осуществлять видеоконференции, передавать текстовые сообщения и фалы. Также данные программы предоставляют возможность вместе с изображением с вебкамеры передавать изображение с экрана монитора.

При проведении тренировочных занятий и организации онлайн шахматных турниров  использовались самые лучшие, по мнению шахматных специалистов и специализированных сайтов [4], программы chess.com [1] и Lichess [2].

Сайт chess.com предоставляет возможность пользователям играть в шахматы друг с другом как в режиме онлайн, так и по переписке (в русском интерфейсе — дневные или заочные шахматы). Также есть возможность играть против движка или путём голосования, когда каждый игрок из команды голосует за лучший ход, в шахматы-960 (шахматы Фишера) и др. виды шахмат. Кроме этого пользователям доступны шахматные задачи на тактику, форумы, шахматные новости и дебютные базы. Также имеется возможность следить за трансляциями крупных шахматных турниров в режиме онлайн.

На сайте публикуются статьи на шахматную тематику. К их написанию привлекаются известные гроссмейстеры и мастера.

Существует специальная версия chess.com, ориентированная на детей младше 10 лет: chesskid.com.

Все основные функции на chess.com предоставляются бесплатно, дополнительные возможности пользователь может получить, купив премиальный аккаунт. Играть можно как на самом сайте, так и через приложения для Android, iOS или Windows Phone.

Lichess — шахматный интернет-сервер. Программное обеспечение, используемое на сервере, является открытым.

Основной функцией сайта является игра в шахматы онлайн или по переписке против других игроков с использованием различных вариантов контроля времени. Сайт является бесплатным и не содержит никакой рекламы. Все партии, сыгранные зарегистрированными пользователями, сохраняются на сервере, при этом предоставляется статистическая информация и возможность поиска среди них. Партии могут быть как не влияющими на рейтинг игрока, так и рейтинговыми (выбирается пользователем), последние используются для подсчёта рейтинга игрока с разбивкой в соответствии с контролем времени (пуля (буллит), блиц, рапид, классические шахматы, неограниченное время). Для анализа всех сыгранных партий может быть задействован шахматный движок Stockfish. Помимо партий с реальными людьми, пользователи также могут играть и против компьютера (в том числе и с определенной позиции).

Lichess предоставляет широкие возможности по совершенствованию тактической компоненты игры (решение шахматных задач по поиску мата, поиску лучшего хода), совершенствованию владения шахматной нотацией и тренировке в разыгрывании дебютных вариантов.

Lichess позволяет проводить сеансы одновременной игры, наблюдать за партиями других игроков с помощью функции LichessTV (с помощью интерфейса самого Lichess либо на видеоканалах тех игроков, которые транслируют и комментируют свою игру на twitch или youtube), имеются форум, видеотека, редактор доски. На форуме сайта можно создавать команды по интересам.

Играть можно как на самом сайте, так и через приложения для Android, iOS или Windows Phone.

В связи с введенными ограничениями календарный план соревнований на 2020 год оказался фактически сорван. Были отменены все очные турниры, в том числе первенства Московской области и турниры на первенство среди общеобразовательных школ «Белая ладья».

В этой непростой ситуации с целью продолжения соревновательной деятельности тренерский состав ДЮСШ Московской области по собственной инициативе организовал на платформе Lichess неофициальное онлайн первенство Московской области по рапиду (контроль времени 10’+5”) и блицу (контроль времени 3’+2”).

Турниры проходили один раз в неделю по каждому виду контроля в течение всего периода действия ограничительных норм. В них приняли участие ученики и тренерский состав ДЮСШ Подольска, Серпухова, Фрязино, Дубны, Электростали, Зеленограда, Коломны, Егорьевска, Можайска и др. городов. В общей сложности в турнирах было задействовано до 300 юных шахматистов Московской области.

Во время проведения онлайн турниров авторами был проведен экспертный опрос ведущих тренеров Московской области на предмет их отношения к  дистанционному обучению и совершенствованию квалифицированных шахматистов. Все опрошенные специалисты считают необходимым для современного шахматного тренера владеть навыками проведения дистанционных занятий, большинство из них положительно оценили возможности дистанционного обучения, сказав, что это один из эффективных путей для совершенствования шахматистов.

За период проведения онлайн занятий удалось сохранить непрерывность учебно-тренировочного процесса, продолжить соревновательную деятельность и, как следствие, сохранить спортивную форму, как ведущим спортсменам, так и совсем юным шахматистам. Большая помощь от использования интернет ресурсов заключалась в  возможности сохранении всего сыгранного материала в памяти компьютера. Это предоставило возможность для детального анализа сыгранных партий, поиска и устранения ошибок во всех стадиях шахматной партии.

После начала очной соревновательной деятельности воспитанники спортивной школы сумели показали хорошие результаты в единоборстве с взрослыми шахматистами. Так, например, победителем первенства высшей лиги г.Серпухова стал воспитанник спортивной школы «Русский медведь» Алексей Крюков, третье место завоевал Никита Ляленков. В первенстве городского шахматного клуба вновь юные шахматисты заняли призовые места – второе место занял одиннадцатилетний Илья Прасолов, на третьем Ляленков Никита. Заметно повысили свой рейтинг Арсений Иванов и Владислав Игушев.

Вместе с тем, несмотря на значительное количество  компьютерных программ и интернет технологий в данной области, можно говорить о недостаточной разработанности теоретических и методических материалов, касающихся организации дистанционных занятий в тренировочном процессе с юными шахматистами, с учетом  их индивидуальных особенностей.

Диссертационные исследования Михайловой И.В. (2005г.) [7], Костьева А.Н. (2011г.) [6] посвящены использованию компьютерных шахматных программ и инфокоммуникационных технологий в подготовке шахматистов, но в них также не отражены современные особенности подготовки к соревнованиям по быстрым шахматам. Необходимо учитывать, что телекоммуникационный прогресс не стоит на месте и в настоящее время появились более современные информационные ресурсы и технологии, которые могут быть успешно применены в целях совершенствования подготовки юных шахматистов.

В этой связи важное теоретическое и практическое значение имеет магистерская диссертация выпускника РГУФКСМиТ 2021 года Элбека Аликулова «Организация дистанционных занятий тренировочном процессе с юными шахматистами I-II разрядов». В данной работе впервые предложен и успешно апробирован на практике почасовой план подготовки юных шахматистов ДЮСШ в онлайн режиме, намечены пути совершенствования и развития методологической основы проведения дистанционных тренировок.

Источники:

1. http://chess.com

2. http://Lichess.org

3. http://skype.com

4. http://vse-kyrsy.com, http://живуспортом.рф

5. http://zoom.us

6. Костьев, А.Н. Оптимизация учебно-тренировочного процесса в детско-юношеской спортивной школе по шахматам : дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Костьев Александр Николаевич. — М. 2011. — 23 с.

7. Михайлова, И.В. Подготовка юных высококвалифицированных шахматистов с помощью компьютерных шахматных программ и «интернет» : автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Михайлова Ирина Витальевна. — М., 2005. — 24с.

References:

1. http://chess.com

2. http://Lichess.org

3. http://skype.com

4. http://vse-kyrsy.com, http://живуспортом.рф

5. http://zoom.us

6. Kost’ev, A.N. Optimizaciya uchebno-trenirovochnogo processa v detsko-yunosheskoj sportivnoj shkole po shahmatam : dis. … kand. ped. nauk: 13.00.04 / Kost’ev Aleksandr Nikolaevich. — M. 2011. — 23 s.

7. Mihajlova, I.V. Podgotovka yunyh vysokokvalificirovannyh shahmatistov s pomoshch’yu komp’yuternyh shahmatnyh programm i «internet» : avtoref. dis. … kand. ped. nauk: 13.00.04 / Mihajlova Irina Vital’evna. — M., 2005. — 24s.

Алимушкин Роман Валерьевич

Аспирант

akromaserp@mail.ru

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЁЖИ И ТУРИЗМА (ГЦОЛИФК)

Москва, Сиреневый бульвар, дом 4

Akimushkin Roman Valer’evich

PhD student

akromaserp@mail.ru

RUSSIAN STATE UNIVERSITY OF PHYSICAL EDUCATION,

SPORT, YOUTH AND TOURISM (SCOLIPE)

ADRESS: No 4 Sireneviy Blvd Russia, Moscow

Духов Александр Владимирович

Студент

aduhov@yandexl.ru

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЁЖИ И ТУРИЗМА (ГЦОЛИФК)

Москва, Сиреневый бульвар, дом 4

Dukhov Alexander Vladimyrovich

Student

aduhov@yandexl.ru

RUSSIAN STATE UNIVERSITY OF PHYSICAL EDUCATION,

SPORT, YOUTH AND TOURISM (SCOLIPE)

ADRESS: No 4 Sireneviy Blvd Russia, Moscow

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
I Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

Москва, апрель 2021