Использование технологии таксономии Блума в процессе теоретической подготовки юных шахматистов 10-12 лет

Использование технологии таксономии Блума в процессе теоретической подготовки юных шахматистов 10-12 лет

Акимушкин Р.В., тренер МБУ СШ «Русский медведь», магистрант РГУКСМиТ

РГУФКСМиТ, г.Москва, Российская Федерация, akromaserp@mail.ru

В статье предлагается использовать в процессе теоретической подготовки юных шахматистов 10-12 лет таксономию Б.С. Блума, в которой учебные цели классифицируются на 6 уровней: первый уровень – «Знание», второй уровень – «Понимание», третий уровень – «Применение», четвертый уровень – «Анализ», пятый уровень – «Синтез», шестой уровень – «Оценивание».

Ключевые слова: теоретическая подготовка, таксономия Блума, критерии оценивания, цели обучения.

 

Use of Bloom’s Taxonomy Technology in the Theoretical Training Process of the young chess-players (10-12 years of age)

Akimushkin R.V., coach MBI SS «Russian bear», undergraduate

Russian University of Fhysical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow, Russian Federation, akromaserp@mail.ru

In this article here are explored the theoretical materials in accordance with Bloom’s taxonomy in which educational tasks are classified into 6 levels: the first level is «Knowledge», the second level is «Understanding», the third level is «Application», the fourth level is «Analysis», the fifth level is «Synthesis» and the sixth level is «Assessment».
The Author proposes to use of Bloom’s Taxonomy Technology in the Theoretical Training Process of the young chess-players (10-12 years of age).

Keywords: theoretical training, Bloom’s Taxonomy, assessment criteria, educational goals.

 

Актуальность темы исследования. В 1962 году гроссмейстер В.А. Алаторцев впервые предпринял попытку создать комплексную методику организации тренировочного процесса шахматистов разрядников, обеспечивающую непрерывный рост шахматиста.
В своих работах автор провел разделение шахматной тренировки на общую и специальную [1, 2]. Теоретической подготовке отводится ведущая роль в системе специальной подготовки наряду с анализом творчества сильнейших шахматистов мира, спортивно-психологической подготовкой и развитием интеллектуальной выносливости.
Базовые методики подготовки юных шахматистов в детско-юношеских спортивных школах на протяжении десятков лет основываются на учебно-тренировочных программах, которые были написаны В.Е. Голенищевым и А.Н. Костьевым [4, 5, 6, 7]. Занятия включают в себя теоретическую и практическую часть. На теоретических занятиях дается учебный материал, на практических занятиях проводится разыгрывание тренировочных партий или определенных позиций, проведение разнообразных шахматных конкурсов и викторин. В заключение определённого периода обучения для учеников организуются квалификационные турниры, по результатам выступления в которых и проводится оценка уровня их подготовленности, присваиваются спортивные разряды.
Программы В.Е. Голенищева являются основными в системе теоретической подготовки юных шахматистов. Они до настоящего времени сохраняют большую методическую ценность и успешно применяются в шахматной педагогике, вместе с тем в них отсутствует четкое иерархическое разделение когнитивных процессов при изучении теоретического материала. Кроме того, в указанных программах не предусматривается изучение дебютной стадии игры, роль которой в современных шахматах значительно возросла в том числе и в детских шахматах.
Цель работы. Совершенствование теоретической подготовки юных шахматистов с использованием таксономии целей обучения Б.С. Блума.
Методика. Таксономия образовательных была разработана группой американских ученых Чикагского университета под руководством Б.С. Блума. И хотя данная разработка была сделана в 1956 году, она до настоящего времени остается самым активно используемым средством постановки целей в различных учебных курсах, программах и отдельных занятиях [3]. Б.С. Блум считал, что в образовании имеются существенные различия между целями учебных программ и тем чему в действительности обучаемые получают возможность научиться и какие знания и навыки они в итоге получают [9].
Ниже представлена таксономия целей обучения Б.С. Блума применительно к теоретической подготовке юных шахматистов.
Уровень знания. Это самый начальный, нижний уровень иерархии образовательных целей таксономии Блума. Цели, которые относятся к данному уровню, сформулированы в понятиях запоминания и воспроизведения (термины, названия, принципы, числа, теории и т.д.). Ученики знают (запоминают и воспроизводят) основные категории, правила, методы и принципы.
Например: «Назвать наиболее популярные открытые дебюты», «Перечислить элементы оценки позиции, выявленные В. Стейницем».
На данном этапе достаточно ознакомить учеников с соответствующей информацией, чтобы они смогли ее повторить.
Уровень понимания. Второй уровень характеризуется когнитивными действиями, связанными с пониманием, созданием новых понятий. Для того, чтобы продемонстрировать достижение этого уровня, ученики должны уметь преобразовать материал из одной формы в другую, излагать изученный теоретический материал своими словами. Способность обобщить полученную информацию, передать ее своими словами, прочитать диаграммы подтверждает, что ученики ее усвоили (произошло запечатление информации и ее обработка).
Например: «Охарактеризуйте своими словами особенности разыгрывания открытых дебютов».
Уровень применения. Цели данного уровня сформулированы в категориях применения полученных знаний в знакомой или новой (измененной частично либо совершенно новой) ситуации. Эта дидактическая категория подразумевает способность учеников применять изученный материал в предварительно заданных условиях и новых ситуациях.
Ученики применяют изученные принципы, теории в конкретных ситуациях, показывают конкретное применение методов.
Например: «Разработайте памятку игры за белых в королевском гамбите».
Уровень анализа. Для данного уровня цели предполагают, что ученики могут самостоятельно разделить пройденный материал на отдельные составные части, таким образом, чтобы явно выступала его структура. Сюда относится способность выявлять взаимосвязи между частями целого, понимание принципов организации целого. Ученики в состоянии выявить неявные предположения, видеть ошибки и недостатки в логике рассуждений, проводить разграничение между фактами и следствиями.
Например: «Выявить принципы, лежащие в основе атаки пешечного меньшинства».
На четвертом уровне формируются элементы творческого мышления путем, анализа, абстрагирования, конкретизации, что характеризует мышление высокого уровня.
Уровень синтеза. Данный уровень определяет умение комбинировать элементы таким образом, чтобы получилось единое целое, обладающее в какой-то степени новизной. Добившись целей этого уровня, ученики могут успешно применять полученные знания, решать тактические задачи с различными комбинационными мотивами, разрабатывать планы игры в различных позициях.
Уровень оценки. Это наивысший, шестой уровень таксономии Блума предполагает умение оценивать значение имеющегося материала. Ученики в состоянии делать обоснованные оценочные суждения об изученном материале, соответствие конечных выводов имеющимся исходным данным, ценностную значимость отдельных элементов, исходя из имеющихся данных.
На пример: «Сравните и оцените эффективность проведения различных планов игры за белых в карлсбадской пешечной структуре».

Рисунок 1 — Таксономия Б. Блума

Таксономия Блума – это не просто схематичная классификация. Таксономия является также и попыткой расставить различные мыслительные процессы в строгом иерархичном порядке. В таксономической иерархии каждый уровень зависит от способности ученика работать на данном уровне и также и на нижестоящих уровнях. Например, чтобы ученик был в состоянии применить знания (уровень 3), ему необходимо иметь первоначальную информацию (уровень 1) и понимать ее (уровень 2).
В своей работе «Taxonomy of Educational Objectivies» Б.С. Блум писал, что «при обучении и оценивании учеников следует помнить, что учение это процесс, и что преподаватель должен добиваться продвижения мыслительных процессов учащихся на более высокие уровни – уровни синтеза и оценки»[9].
Данная область также нередко называется когнитивной (познавательной) сферой, так как охватывает мыслительные процессы.
Таксономия Блума позволяет создать современный шахматный урок на новом дидактическом уровне. При этом стоит помнить, что:
— ЦЕЛЬ УРОКА – одна и единственная на уроке;
— ЦЕЛЬ УРОКА – должна быть ясно сформулирована;
— ЦЕЛЬ УРОКА – должна быть достигнута в рамках времени, отведенного на учебное занятие;
— ЦЕЛЬ УРОКА – должна быть измеряема и визуализирована.
Для достижения указанных целей вполне может быть применена мнемоническая аббревиатура SMART, которая была использована в работе Пола Мейра (Paul J Meyer) в 1981 году в работе «Management Review by George T. Doran» и в настоящее время активно применяется в менеджменте и проектном управлении [10].

SMART
Specific (конкретной)
Measurable (измеримой)
Attainable (достижимой)
Relevant (сопоставимой, уместной)
Time-bound (определенной во времени)

Выводы:
1. Впервые теоретически обоснована и разработана экспериментальная методика использования в теоретической подготовке юных шахматистов таксономии постановки учебных целей Б.С. Блума, применение которой способствовало существенной интенсификации процесса тренировки и скорости достижения спортивных результатов;
2. На основе проведенного исследования разработана методика обучения теории шахматной игры юных шахматистов, в рамках которой выделены этапы обучения спортсменов. Сформулирована таксономия учебных целей в разработанной методике;
3. Результаты предметно-ориентированного тестирования позволяют сделать вывод, что юных шахматистов успешно выполнивших задания тестов по дебюту, миттельшпилю и эндшпилю в экспериментальной группе больше чем в контрольной, что доказывает положительные изменения в когнитивных процессах у учеников проходивших подготовку по новой методике.

Автор считает, что новый подход к методике проведения занятий по теоретической подготовке с юными шахматистами, основанный на основе таксономии образовательных целей, который органически сочетает в себе положительный опыт классического наследия и современных разработок, появившихся в ходе научно-технического прогресса, будет базироваться на новых компонентах теоретической подготовки и позволит юным спортсменам добиваться большего прогресса в шахматной игре и достигать высоких спортивных результатов.

 

Библиографический список
1. Алаторцев, В.А. Вопросы методики тренировки шахматистов старших разрядов: Материалы к докладу на Всерос. Метод. Конф. Тренеров по шахматам 12-13 ноября 1962г./В.А. Алаторцев. – М.: 1962. – 66 с.
2. Алаторцев, В.А. Проблемы современной теории шахмат/В.А. Алаторцев. – М.: ФиС, 1960. – 336 с.
3. Габбазова, А.Я. Интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста в процессе обучения шахматной игре. – Ульяновск, УлГТУ, 2008. – 95 с.
4. Голенищев, В.Е. Программа подготовки шахматистов IV и III разрядов. – М.: «RUSSIAN CHESS HOUSE/Русский Шахматный Дом», 2015. – 64с.
5. Голенищев, В.Е. Программа подготовки шахматистов II разряда. – М.: «RUSSIAN CHESS HOUSE/Русский Шахматный Дом», 2016. – 304с.
6. Голенищев, В.Е. Программа подготовки шахматистов I разряда. – М.: «RUSSIAN CHESS HOUSE/Русский Шахматный Дом», 2016. – 248с.
7. Костьев, А.Н. Учителю о шахматах: Пособие для учителя. – М: Просвещение, 1986. – 111с.
8. Словарь шахматиста. Под общей редакцией проф. А.А. Смирнова изд. Шахматный листок, Л. 1929. – 518 с.
9. Bloom, B.S. (Ed) 1956. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. New York: Longman.
10. Doran, G. T. (1981). There’s a S.M.A.R.T. way to write management’s goals and objectives. Management Review, Volume 70, Issue 11(AMA FORUM).

«Спортивно-педагогическое образование», №4, 2018г.