ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЮНЫХ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ШАХМАТИСТОВ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
|Интеллектуальные способности юных квалифицированных шахматистов младшего подросткового возраста
INTELLECTUAL ABILITIES OF YOUNG QUALIFIED CHESS PLAYERS
Габбазова А.Я., к.псх.н., доцент, доцент кафедры теории и методики индивидуально-игровых и интеллектуальных видов спорта РГУФКСМиТ, г. Москва, a_y_q@mail.ru
Акимушкин Р.В., аспирант, преподаватель кафедры теории и методики индивидуально-игровых и интеллектуальных видов спорта РГУФКСМиТ, г. Москва, akromaserp@mail.ru
Аннотация: в статье представлены результаты исследования интеллектуальных способностей юных квалифицированных шахматистов младшего подросткового возраста, установлены статистически значимые взаимосвязи между уровнем спортивного мастерства (ранг, рейтинг) и следующими интеллектуальными показателями (по Векслеру): вербальным интеллектом, невербальным интеллектом, коэффициентом интеллекта (IQ). Полученные результаты могут быть использованы в системе спортивного отбора и прогноза, а также в целях индивидуализации тренировочного процесса.
Ключевые слова: юные квалифицированные шахматисты, младший подростковый возраст, интеллектуальные способности, коэффициент интеллекта (IQ), тест Векслера, РДО, индивидуализация тренировочного процесса.
Gabbazova A.Ya. – PhD, Associate Professor at the Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow, Russia, a_y_q@mail.ru.
Akimushkin R.V., PhD student of the Department of theory and methodology of individual-game and mind sports at the Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow, Russia, akromaserp@mail.ru.
Abstract: the article presents the results of a study of the intellectual abilities of young qualified chess players, established statistically significant relationships between the level of sportsmanship (rank, rating) and the following intellectual indicators (according to Wechsler): verbal intelligence, non-verbal intelligence, intelligence quotient (IQ). The results obtained can be used in the system of sports selection and prediction, as well as in order to individualize the training process.
Key words: young qualified chess players, early adolescence, intellectual abilities, intelligence quotient (IQ), WISC, response to a moving object, individualization of the training process.
Актуальность темы исследования. Интеллектуальные способности шахматистов на протяжении длительного времени являются предметом изучения психологов. До сих пор нет ясной картины какие компоненты интеллектуальных способностей являются ведущими в структуре спортивной одаренности шахматистов. В работах И.Н. Дьякова, Н.В. Петровского, П.А. Рудика делаются общие выводы об особенностях функционирования памяти, мышления, внимания шахматистов, скорости протекания интеллектуальных процессов вне зависимости от уровня их спортивного мастерства. Необходимо отметить, что в исследовании принимали участие сильнейшие шахматисты мира, но их невозможно было достаточно объективно ранжировать по уровню игры, т.к. рейтинг ЭЛО был введен ФИДЕ только в 1970 году. Также в начале ХХ века не были еще разработаны IQ тесты для взрослых, которые позволили бы сравнить современные результаты с данными классических исследований начала прошлого века [2].
В исследовании, проведенном на специализации теории и методики шахмат РГУФКСМиТ, было выявлено, что наиболее выраженным компонентом интеллектуальных способностей шахматистов высокой квалификации (КМС – ММ) является способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное, а наиболее выраженными компонентами интеллектуальных способностей шахматистов уровня международного мастера и мастера спорта России, являются индуктивное мышление, аналитико-синтетические способности и способность оперировать числами (тест структуры интеллекта Амтхауэра), что позволяет с определенной долей уверенности говорить о выявлении отдельных модельных характеристик шахматистов по интеллектуальным показателям [1].
Изучение интеллектуальных способностей юных шахматистов позволяет прогнозировать в долгосрочной перспективе их спортивную успешность, ориентируясь на отдельные модельные характеристики шахматистов высокой квалификации и индивидуализировать подготовку на основе учета особенностей их когнитивного развития.
Цель исследования. Выявить взаимосвязь между коэффициентом интеллекта – IQ, компонентами интеллектуальных способностей (общий коэффициент интеллекта, показатели вербального и невербального интеллекта, показатели двенадцати субтестов Векслера, точность реакций на движущийся объект) юных шахматистов младшего подросткового возраста и уровнем их спортивного мастерства (стаж, рейтинг РШФ, ранг в группе) с перспективой дальнейшей индивидуализации тренировочного процесса и процесса подготовки к соревнованиям.
Организация и методики исследования. Эксперимент проводился на контингенте юных квалифицированных шахматистов 10 – 12 лет (n=16) в МБУ СШ «Русский медведь» (г. Серпухов, Московская область). Проведен диагностический срез с использованием следующих тестовых методик – РДО (программа «Крис», В.Г. Сивицкий), тест Векслера — интеллектуальный тест для детей (Wechsler Intelligence Scale for Children, WISC). Также фиксировался рейтинг РШФ, стаж занятий и на основе экспертного опроса трех тренеров ДЮСШ присвоен каждому юному шахматисту ранг (1 — самый сильный шахматист, 16 – самый слабый).
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования представлены в таблице 1. Первичные данные по результатам 12 субтестов методики перегружают статью и представлены только после математической обработки в таблице 2.
Таблица 1 – Результаты экспериментальных исследований
N | Ф.И. | Стаж | Ранг | Рейтинг | РДО (т.) | Верб. | Неверб. | IQ |
ПИ | 4 | 1 | 1533 | 5 | 149 | 121 | 141 | |
ИВ | 4 | 2 | 1262 | 1 | 140 | 142 | 145 | |
БМ | 5 | 3 | 1151 | 2 | 128 | 138 | 133 | |
ХИ | 3 | 4 | 1000 | 5 | 131 | 131 | 134 | |
ЗК | 4 | 5 | 1000 | 3 | 140 | 146 | 147 | |
КМ | 3 | 6 | 1002 | 8 | 155 | 152 | 154 | |
СЕ | 3 | 7 | 1188 | 4 | 147 | 136 | 146 | |
АД | 3 | 8 | 1000 | 5 | 118 | 122 | 122 | |
ЕИ | 3 | 9 | 1000 | 4 | 123 | 128 | 128 | |
ЗД | 4 | 10 | 1222 | 4 | 125 | 127 | 128 | |
БА | 2 | 11 | 1049 | 1 | 121 | 125 | 125 | |
ВВ | 4 | 12 | 1000 | 3 | 125 | 124 | 126 | |
ЛИ | 4 | 13 | 1000 | 3 | 131 | 133 | 136 | |
ТТ | 3 | 14 | 1034 | 4 | 124 | 128 | 128 | |
ПС | 1 | 15 | 1000 | 3 | 120 | 118 | 121 | |
ЮИ | 4 | 16 | 1000 | 4 | 128 | 127 | 130 |
Примечание: РДО (т.) – точные реакции в тесте реакции на движущийся объект; Верб. – показатель вербального интеллекта в тесте Векслера; Неверб. — показатель невербального интеллекта в тесте Векслера.
Полученные результаты были подвергнуты корреляционному анализу с целью выявления взаимосвязи между изучаемыми показателями (Таблица 2).
Таблица 2– Результаты корреляционного анализа
Стаж | Ранг | Рейтинг | РДО (т.) | Верб. | Неверб. | IQ | ||
Стаж | 1 | |||||||
Ранг | -0,39 | 1 | ||||||
Рейтинг | 0,34 | -0,58* | 1 | |||||
РДО (т.) | -0,09 | -0,09 | -0,06 | 1 | ||||
Верб. | 0,27 | -0,59** | 0,463 | 0,42 | 1 | |||
Неверб. | 0,35 | -0,461 | -0,09 | 0,16 | 0,66 | 1 | ||
IQ | 0,34 | -0,60** | 0,31 | 0,30 | 0,95 | 0,84 | 1 | |
Субтесты | 1 | 0,18 | -0,37 | 0,04 | 0,62** | 0,72 | 0,71 | 0,71 |
2 | 0,51* | -0,71** | 0,27 | 0,09 | 0,63 | 0,71 | 0,72 | |
3 | -0,19 | -0,17 | -0,04 | 0,65** | 0,72 | 0,58 | 0,67 | |
4 | 0,38 | -0,65** | 0,465 | 0,23 | 0,89 | 0,70 | 0,88 | |
5 | 0,19 | -0,49* | 0,51* | 0,53* | 0,86 | 0,41 | 0,75 | |
6 | -0,11 | -0,02 | 0,20 | 0,13 | 0,47 | 0,15 | 0,40 | |
7 | 0,19 | -0,47* | 0,30 | 0,48* | 0,79 | 0,62 | 0,79 | |
8 | 0,59** | -0,27 | -0,01 | -0,06 | 0,09 | 0,22 | 0,20 | |
9 | 0,08 | -0,41 | 0,03 | 0,19 | 0,75 | 0,88 | 0,87 | |
10 | -0,10 | -0,14 | -0,16 | 0,68** | 0,55 | 0,59 | 0,54 | |
11 | 0,32 | -0,08 | -0,40 | -0,18 | 0,18 | 0,67 | 0,41 | |
12 | -0,03 | 0,11 | -0,55* | 0,19 | 0,16 | 0,71 | 0,35 |
Примечание: 1) * — p≤0,05; ** — p≤0,01; 2) 1-12 – субтесты в тесте Векслера [3]: 1 – осведомленность; 2 – понятливость; 3 – арифметический; 4 – сходство; 5 – словарный; 6 – повторение цифр; 7 – недостающие детали; 8 – последовательные картинки; 9 – кубики Коса; 10 – складывание фигур; 11 – шифровка; 12 – лабиринты; 3) зависимые показатели не анализировались.
Корреляционный анализ позволил выявить следующие статистически значимые взаимосвязи между показателями подготовленности и интеллектуальными показателями юных шахматистов (* — p≤0,05; ** — p≤0,01).
Стаж – 1) понятливость (r=0,51*), 2) последовательные картинки (r=0,59**).
Ранг – 1) вербальный интеллект (r=-0,59**), 2) невербальный интеллект (r=-0,461), 3) IQ (r=-0,60**), 4) понятливость (r=-0,71**), 5) сходство (r=-0,65**), 6) словарный (r=-0,49*), 7) недостающие детали (r=-0,47*).
Рейтинг – 1) вербальный интеллект (r=0,463), 2) сходство (r=0,465); 3) словарный (r=0,51*), 4) лабиринты (r=-0,55*).
Отдельно необходимо отметить наличие высокой взаимосвязи между показателем точности реакций в РДО и результатами по некоторым субтестам методики Векслера.
РДО – 1) осведомленность (r=0,62**), 2) арифметический (r=0,65**), 3) словарный (r=0,53*), 4) недостающие детали (r=0,48*), 5) складывание фигур (r=0,68**).
Корреляционные взаимосвязи, полученные между компонентами интеллектуальных способностей по Векслеру и точностью в РДО требуют дальнейшего изучения на более представительной выборке. Предварительно эти результаты можно объяснить тем, что в данных субтестах (осведомленность, арифметический, словарный, недостающие детали, складывание фигур) необходим определенный уровень концентрации внимания, который проявляется и в тесте РДО.
Выводы:
1. Проведенное исследование позволило выявить следующие статистически значимые взаимосвязи между уровнем спортивного мастерства юных шахматистов младшего подросткового возраста (ранг, рейтинг) и интеллектуальными показателями (по Векслеру): с вербальным интеллектом (r=-0,59**), невербальным интеллектом (r=-0,461), коэффициентом интеллекта — IQ (r=-0,60**). Также выявлены взаимосвязи с результатами выполнения отдельных субтестов методики Векслера [3]: «Понятливость» — умение строить умозаключения на основе жизненного опыта и с опорой на здравый смысл (r=-0,71**), «Сходство» — способность к логическому обобщению (r=-0,65**), «Словарный» — свободное оперирование словами родного языка (r=-0,49*), «Недостающие детали» — умение дифференцировать существенное от второстепенного в зрительных образах (r=-0,47*), «Лабиринты» — аналитические способности; мера устойчивости и произвольности внимания; эффективность работы оперативной памяти (r=-0,55*).
2. В целом, можно сделать вывод, что интеллектуальные способности являются ведущими в структуре специальных способностей юных шахматистов младшего подросткового возраста, а рост спортивного мастерства связан с уровнем развития как общего интеллекта, так и отдельных его компонентов — аналитических способностей, способностей к логическому обобщению, эффективности оперативной памяти, способности к концентрации внимания.
Таким образом, полученные в исследовании результаты могут быть использованы для совершенствования программ подготовки юных шахматистов, в том числе и в направлении индивидуализации тренировочного процесса, а также в системе спортивного отбора и долгосрочного прогноза спортивной успешности.
Литература:
- Габбазова, А.Я. Сравнительный анализ интеллектуальных способностей
шахматистов и шахматисток высокой квалификации
/ А.Я. Габбазова, С.А. Варнавский, Я.В. Иванова // Спортивный психолог. 2017. № 1 (44). С. 71-73. - Дьяков, И.Н., Петровский Н.В., Рудик П.А. Психология шахматной игры. М., 1976, 80с.
- Тест Векслера. Измерение уровня развития интеллекта (детский вариант): методическое руководство / Ю.И. Филимоненко, В.И. Тимофеев. – СПб. : ИМАТОН, 2020. – 108 с.
References:
- Gabbazova A. Ya. Comparative analysis of intellectual abilities of male and female elite chess-players /Gabbazova Asyl, Varnavsky Sergei, Ivanova Yana // Sports psychologist. – 2017. – No. 1 (44). P. 71 – 73.
- Dyakov, I.N., Petrovsky N.V., Rudik P.A. Psychology of chess game. M., 1976 — 80.
- Wechsler test. Measuring the level of intelligence development (children’s version): methodological guide / Yu.I. Filimonenko, V.I. Timofeev. — St. Petersburg. : IMATON, 2020 — 108
«Психология и педагогика спортивной деятельности» № 1 (61) 2022 г.